Перейти к содержимому

Определен блокировщик рекламы.

Дорогой Гость!

Добро пожаловать на Форум Телезритель. Как и в большинстве интернет-сообществ, для получения возможности оставлять свои комментарии или задать вопрос другим пользователям на актуальные темы, Вам необходимо войти под своей учётной записью или пройти быструю процедуру регистрации.


reinchil

Муслим Магомаев....

Рекомендуемые сообщения

reinchil    1 422
reinchil

130139959_1201867311_1.jpg

«Муслим Магомаев. Нет солнца без тебя...».  12.08.2017

Пользователь: Настя Авер

«Муслим Магомаев. Нет солнца без тебя...». Документальный фильм. Эфир от 12.08.2017

Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, композитор, Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.

Гастроли советской звезды по Франции, Восточной Германии, Финляндии, Польше и Болгарии приносили стране миллионные прибыли. Ему рукоплескали в знаменитой парижской «Олимпии» и приглашали остаться на благополучном Западе, но Магомаев не поддавался соблазну и возвращался на родину.

В 1997 году малой планете Солнечной системы присвоили название 4980 Magomaev, отдав дань уважения земной звезде.

Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (17 августа 1942, Баку — 25 октября 2008, Москва) — советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), композитор,Народный артист СССР (1973)

Народный артист СССР Муслим Магомаев был суперзвездой, но при этом говорил: «Мне не нравится, когда меня узнают. Я стеснительный человек». Он оставил сцену, хотя был в прекрасной форме.

В этом году Муслиму Магомаеву исполнилось бы 75 лет. Большую часть жизни он прожил в браке с Тамарой Синявской.

02_EzkLLtS.jpg

Когда они встретились, он был признанным королем советской сцены, она — примадонной Большого театра. Поженились в 1974 году и, по словам Муслима, жизнь разделилась на «до Тамары» и «после». «Почему-то меня часто спрашивают про то, как уживаются два вокалиста под одной крышей? А почему бы и нет? У каждого из нас своя партия…»,  говорил Магомаев.

Тамара была его другом, женой, музой. Благодаря этой любви родилось много популярных композиций. Одна из самых известных — «Мелодия любви». Ее Магомаев пропел своей будущей супруге по телефону... Поженил их художник Таир Салахов: «Судьба привела их друг к другу. С Тамарой у него особые отношения какие-то, доверительные. С другой стороны, он вел себя очень сдержано с ней. Чтобы не обидеть...»

Свою первую мелодию Муслим Магомаев написал в 6 лет. Он обладал уникальным голосом, кроме того, он был талантливым композитором, художником, актером и писателем. Его отец был азербайджанцем, мама — русской. Муслим соединил в своем творчестве любовь к этим странам. Он был родным и в России, и в Азербайджане. Любили его и в Италии, неаполитанские песни в исполнении Магомаева хранятся как один из примеров высочайшего уровня исполнения иностранцем итальянских песен.

Творчество Магомаева ценили Леонид Брежнев, Екатерина Фурцева, Гейдар Алиев. Он был государственным певцом, но при этом никогда не пел про партию и комсомол. Однажды позволил себе озвучить мультфильм «Бременские музыканты», что для серьезного музыканта было творческим хулиганством. Юрий Энтин вспоминает, что Магомаев отказался от вознаграждения: «Гонорар получают за работу, а я не работал, я веселился и сам получил колоссальное удовольствие и я сам хочу вам заплатить».

Друзья вспоминают, что бешеная популярность не испортила Муслима. «Он был великий и простой, его можно было легко разыграть, как ребенка», говорит его друг Владимир Винокур. О щедрости Магомаева ходили легенды. Эмир Агаларов: «Он обладал каким-то уникальным природным благородством, что очень редко встречается, особенно в таком масштабе. Какой бы не была его миссия на Земле, он ее выполнил».

В фильме принимают участие:

Тамара Синявская, вдова Муслима Магомаева;

Марина Козловская, дочь Муслима Магомаева;

Араз Агаларов, друг Муслима Магомаева;

Эмин Агаларов, певец;

Николай Басков, певец;

Владимир Винокур, друг Муслима Магомаева;

Таир Салахов, художник;

Робертино Лорети, певец, друг Муслима Магомаева (Италия);

Зураб Соткилава, друг Муслима Магомаева;

Александра Пахмутова, композитор;

Николай Добронравов, поэт;

Октай Мир-Касимов, режиссер, друг детства Муслима Магомаева (Баку);

Юрий Энтин, поэт, сценарист;

Винченцо де Виво, художественный руководитель Академии оперного искусства г.Озимо (Италия);

Вячеслав Зайцев, модельер, художник;

Борис Рапопорт, поэт, журналист (Вышний Волочек);

Наталья Антипова, администратор Вышневолоцкого театра;

Эльдар Кулиев, режиссер;

Галина Серединская, ученица В. Шульгиной;

Светлана Сверчкова, директор Вышневолоцкой музыкальной школы.

Автор: Мироника Март

Режиссер: Александр Тяпов

Производство: OOO «Медиа Конструктор» 

04_QIrVSD2.jpg

Муслим Магомаев с дочерью.                                             Муслим Магомаев и Эмин Агаларов

Дочь Марина унаследовала музыкальный дар отца: девушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но предпочла другую профессию, не связанную с музыкой и вокалом. Марина сохраняла теплые отношения с отцом до последних дней жизни.

250.jpg

 Дочь Марина, Алекс Козловский  и  внук Aллен 

С супругом Александром Козловским (сыном написавшего стихи для песни Магомаева «Синяя вечность» Геннадия Козловского) она живет в Америке. Внука Аллена Марина подарила отцу при жизни.

 

ТВ1

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Муслим Магомаев  «Король песни» 

Пользователь:putinrusaz

Муслим Магомаев.  «Король песни»  [Полная версия]

Передача, посвященная памяти Муслима Магомаева, показанная по 1 каналу ТВ 29 октября 2008 г. в 22:30 

Парнас

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Муслим Магомаев -  «Шлягеры XX века»

Пользователь:БМ чик

Муслим Магомаев -  «Шлягеры XX века»

Муслим Магомаев -  «Шлягеры XX века» Телеканал "Культура". Эфир передачи 18.08.2012г

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Муслим Магомаев «Синяя вечность»

Пользователь:Azerisafety

 

История  песни. «Синяя вечность»

10641049_844328915591813_772810168458704

Геннадий Козловский,Тамаря Синявская и Муслим Магомаев

Песня «Синяя вечность», написана летом 1969 года. Исполнитель и автор музыки - Муслим Магомаев, автор слов - поэт Геннадий Козловский. 
Муслима Магомаева и Геннадия Козловского связывала крепкая мужская дружба, которая началась ещё в Баку.  Песня написана в 1969 году. 

Козловский Геннадий Владимирович родился в 1936 году, окончил бакинскую школу № 160, а затем и Азербайджанский Политехнический Институт. В 1971 году переехал на работу в Москву. Но при этом оставался бакинцем до конца жизни. Прекрасный человек, искренний друг, высоко эрудированный и музыкально одарённый – таким Козловский запомнился всем, кто его знал.
Задолго до переезда в Москву, в 1965 году, Геннадий близко подружился с Муслимом Магомаевым, и дружба эта продолжалась вплоть до самой смерти Геннадия. В 1991 году с семьёй эмигрировал в США. В 1998 году скоропостижно скончался.
Так судьбе было угодно, что сын Геннадия – Александр женился на дочери Муслима – Марине, у них растёт прекрасный сын. Но это всё случилось уже без Гены.

242.jpg

Марина Магомаева и Алекс Козловский 

Ниже приведены воспоминания Александра Козловского об истории написания песни «Синяя вечность». 

Однажды, летним вечером 1965 года, дверь нашей квартиры распахнулась и ввалилась компания. Среди пришедших в тот вечер был Муслим Магомаев. Так началась дружба моего отца с Муслимом, оказавшая огромное влияние на всю нашу жизнь и продлившаяся вплоть до кончины моего отца в марте 1998 года. Их творческое содружество – сотрудничество увенчалось несколькими песнями, об одной из которых я хочу рассказать.
Одним из летних вечеров 1969 года собралась компания. Было шумно, очень интересно и весело. Вдруг Муслим попросил ручку и что-то стал записывать на салфетке. Записав, спрятал салфетку в карман. Сейчас, по прошествии стольких лет, понимаешь – какая же это жалость, что та салфетка не сохранилась. Это была реликвия-клавир песни «Синяя вечность».
Муслим знал, что отец увлекается поэзией, и предложил подумать над текстом к этой мелодии.
Муслим наиграл и напел мелодию на наш магнитофон, чтобы отец мог всё время слушать и переслушивать мелодию.
Через некоторое время отец вдруг сказал: “Муслим, а как тебе такая строчка - "… О, море, море!"?”
Муслим опять сел к инструменту и запел: “О, море, море..”. Всем очень понравилось.
Так родилась первая строка припева. Вскоре Муслим принёс отцу записанную у себя дома окончательную версию – то есть со вступлением, двумя запевами, двумя припевами, проигрышем и финалом. Музыкальная форма была полностью готова!
В течение нескольких дней у нас в доме, почти непрерывно звучала эта магнитофонная запись. Отец, охваченый вдохновением, писал вариант за вариантом.
Через несколько дней в квартире Муслима все мы услышали текст (первую версию) песни «Синяя вечность». В отличие от окончательного варианта, который был впоследствии записан Муслимом на радио и телевидении и ныне известен всем, первоначальный вариант имел несколько иной текст. В нём в процессе «полировки» были внесены некоторые изменения. Вот, например, как звучал самый первый вариант припева:

О, море, море, грудью о скалы
Ты разбиваешь и горе и боль,
Море возьми меня в дальние страны,
В дальние страны к любимой Ассоль!

Муслим поставил лист с текстом песни на рояль, сел, заиграл и запел. Мягкий, субтоном спетый запев, мощный взлёт в припев, восхитительный проигрыш – фантастическая динамика от пианиссимо в запеве до фортиссимо в припевах, особенно в финальном и мажорная кода. Одним словом, восхищению не было предела!
Муслиму понравилась идея как бы “Алых парусов”. Впрочем текст менялся, постепенно превращаясь в то, что потом и стало “Синей вечностью”. Особенно обсуждались строчки “Ты разбиваешь и горе, и боль” и “Море, возьми меня в дальние страны”.

Муслим сказал, что стихи замечательные, но нужно всё переделать. Отец остолбенел, потому что если замечательные, то почему переделать?
- “Геночка, переделать надо потому, что в таком виде стихи ни один xудсовет не примет”.

Началась очередная переделка текста.
Работа над песней настолько увлекла и захватила отца, что любая, даже не существенная поправка к тексту доставляла ему удовольствие…
Второй куплет родился очень быстро и почти не переделывался.

Грустные звёзды в поисках ласки,
Сквозь синюю вечность летят до земли,
Море навстречу им в детские сказки
На синих ладонях несёт корабли. (Муслиму особенно понравился образ “синих ладоней” моря)

О, море, море, преданным скалам
Ты не надолго подаришь прибой
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой. (к удовольствию Муслима, тему алых парусов отец сумел сохранить)
350px-Sinaya-Vechnost-front.jpg350px-Sinaya-Vechnost-Back.jpg
В семейном архиве хранится фотография, которая так и называется “Синяя вечность”.
На фотографии Муслим и отец в момент работы над текстом. На обороте фотографии рукой отца написано: “Синяя вечность” – 1969 год.
Через некоторое время Муслим в очередной раз улетел в Москву.
А ещё через пару недель, в одно субботнее утро, у нас раздался телефонный звонок:
- Включите Москву. Передача называется “С Днем рождения”.
Включаем, смотрим…
И вот на экране ведущие … Иванов: “Дорогие друзья, у нас сегодня очередной день рождения, но он не совсем обычный, у нас сегодня день рождения песни…
Стихи Геннадия Козловского, музыка Муслима Магомаева – “Синяя вечность”. Поёт Муслим Магомаев.”
Голос Муслима можно было сравнить с морской стихией: лиричный, как море в штиль, мощный, словно девятый вал. И как морская волна – с богатейшей палитрой оттенков.
Он пел всегда от всего сердца для всей страны, для всех и для каждого.


Море вернулось говором чаек,
Песней прибоя рассвет пробудив.
Сердце, как друга, море встречает,
Сердце, как песня, летит из груди.

О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой.

Грустные звёзды в поисках ласки
Сквозь синюю вечность летят до земли.
Море навстречу им в детские сказки
На синих ладонях несёт корабли.

О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой.
С собой!

А дальше уже, как говорится, всё принадлежит истории.

Прошло более 40 лет с тех пор. Отец с Муслимом писали ещё песни, среди которых “Последний аккорд” и “Принцесса снежная” были включены в репертуар Муслима Магомаева.

Отец писал стихи вплоть до последних дней, в семье хранится его стихотворный архив, и меня до сих пор не оставляет мысль о том, что он родился, всю жизнь прожил и ушёл от нас – поэтом!


Недаром говорят, “когда встретишь хорошего человека нужен час, чтобы его понять, день, чтобы полюбить и вечность, чтобы забыть”.
Никогда не забудутся Муслим Магомаев, Геннадий Козловский и их песни. Они переживут века.

Огромная благодарность Александру Козловскому за неоценимую помощь в подготовке этого материала и предоставлении фотографий из семейного архива.


Лев Воловик   9 сентября 2012 г

Источник

2.gif

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

58079901_logoheader.jpg

Untitled-14.gif

Святослав Бэлза: 

«РОЖДЕННЫЙ  ДЛЯ  МУЗЫКИ» 

Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных времен, «звезда от звезды разнствует во славе».

Сэр Лоуренс Оливье однажды изрек: «Мы привыкли к тому, что актрисы пытались стать звездами, а сейчас звезды пытаются стать актрисами». Если применять это высказывание к отечественному шоу-бизнесу, то можно, наверное, перефразировать его так: многие сегодняшние эстрадные «звезды» мечтали бы стать певицами (или певцами).

Редкий же пример настоящего певца, превратившегося в суперзвезду, — Муслим Магомаев, яркость и подлинность дарования которого особенно выделяются на фоне той звездной пыли, что навязчиво пытается прельстить публику мишурным блеском со сцен концертных залов и телевизионных экранов.

Мало кто в отечественном эстрадном искусстве мог соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым, чей восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк: от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до вокальных произведений азербайджанских и русских композиторов...

Он стал известен лет в девятнадцать — после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки. И вот уже в течение почти четырех десятилетий с честью выдерживает нелегкое испытание славой, продолжая оставаться кумиром множества поклонников. Гюстав Флобер предупреждал, что к идолам не следует прикасаться, а то их позолота окажется на ваших руках. Но Муслим Магомаев — как раз счастливое исключение: артист только выигрывает от более близкого знакомства с ним, и нечего опасаться, что к пальцам прилипнет сусальная позолота.

Многие, мне кажется, полагают, что Муслим Магомаев намного старше, чем на самом деле, — так давно на слуху это громкое имя. Москва открыла его для себя весной 1963 года. 30 марта в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов в Кремлевском Дворце съездов, где сообщалось: «...самый большой, можно сказать, редкий успех достался М.Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист».

В том же 1963 году в зале имени Чайковского и во Дворце спорта в Лужниках состоялись первые концерты певца. Требовательная Клавдия Ивановна Шульженко вспоминала впоследствии: «Как только Магомаев появился — это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился...»

Важнейшим этапом в шлифовке вокального мастерства Муслима Магомаева стала его стажировка в миланском театре «Ла Скала». Пребывание певца в середине 60-х годов в Италии — стране несметных сокровищ искусства, родине бельканто — не только благотворно сказалось на его исполнительских возможностях, но и вообще существенно расширило его духовный горизонт. Муслим Магомаев навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио Дель Монако...

Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина... Однако оглушительный эстрадный успех помешал его оперной карьере — подобно тому, как Голливуд похитил у оперной сцены столь любимого Муслимом Магомаевым Марио Ланца (о котором он написал книгу, сделал радио- и телепередачи).

1969 год принес ему победу в Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, — этой награды Муслим Магомаев был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал Народным артистом Советского Союза...

«Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства... А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении — это всегда ожидаемое чудо», писал в 1980 году Роберт Рождественский, на стихи которого Магомаев исполнял много песен, в том числе собственного сочинения (одна из них называлась «Мы для песни рождены»).

Певец никогда не гнался за переменчивой модой, не заигрывал с публикой, но его талант и обаяние завоевали миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, — все это Магомаев вкусил сполна. И притом отнюдь не зазнался, сохранил не показную, а истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки. Эти качества не позволили ему, например, согласиться на роль Вронского в кинофильме «Анна Каренина», которую ему предлагал сыграть режиссер Александр Зархи, хотя позже Муслим Магомаев создал запоминающийся образ Низами в фильме Эльдара Кулиева.

58078961_234.jpg

Как это часто бывает у талантливых людей, Муслим Магомаев разносторонне одарен: он не только певец и актер, он пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, лепит и рисует, обладает литературными способностями. К этому надо добавить и его поразительное умение ладить с современной электронной техникой, каковой он изрядно увлечен, потому он еще и «домашний волшебник», что так радует его царственную супругу Тамару Синявскую, семейному дуэту с которой скоро будет четверть века.

58079022_247.jpg

Лестные для певца признания сделал в свое время незабвенный Иннокентий Михайлович Смоктуновский: «Муслим Магомаев завоевал популярность вдруг, сразу. Популярность огромную и надолго... Я всегда скучаю по нему и жду новых встреч, жду возможности услышать и увидеть то, что несет этот замечательный талант своим многочисленным поклонникам».

Ко всех прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа у Магомаева не устает трудиться. Реже стали его публичные выступления, что объясняется повышенной требовательностью певца к себе, - он ведь привык "высоко держать планку" и до сих пор не представляет себе, что в концертных залах для публики можно петь под фонограмму. Но время от времени, он все же радует поклонников своим появлением на сцене, поддерживает контакт с ними через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии, готовя новые записи и отбирая лучшие из старых. К его юбилею в 2002г. вышла коллекция из четырнадцати компакт дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства этот прекрасный оперный певец, снизошедший до эстрады.

Святослав Бэлза

Муслим Магометович Магомаев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

        Фотографии:

168.jpg

Муслим Магомаев, Светлана Моргунова, Бедрос Киркоров.

203.jpg

Встреча с дочерью Марио Ланца, Элисой Ланца 

202.jpg

Тамара Синявская и Муслим Магомаев с Терри Робинсоном 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

КОММУНИЗМ ОТ ШАХА

   Шахиня Фаррах была ослепительна: точеные черты лица, персиянские бархатные очи, жемчужная улыбка... Настоящая кинозвезда. Но у героинь экрана - некоторая холодная отчужденность, заоблачность, недосягаемость, а у шахини - земное обаяние, теплота и раскованность... Правда, визит Ее Величества в Баку был официальным и она вела себя в строгих рамках протокола.
   На вечере в честь высокой гостьи во Дворце приемов Президиума Верховного Совета Азербайджана я был среди гостей. Меня попросили спеть, и я сел за рояль. Спел неаполитанские песни, потом азербайджанские, а «на десерт» каватину Фигаро. Моя амбиция (не без этого) подсказывала, что очаровательная шахиня меня заметила, потому что о чем-то стала говорить Председателю Президиума Верховного совета Курбану Алиевичу Халилову. А потом меня попросили подойти к шахине.
   Нас познакомили. Она прекрасно говорила по-азербайджански. В этом не было ничего удивительного - ведь она азербайджанка. Шахиня захотела, чтобы я спел для нее еще что-нибудь. Ее слова были: «Тем самым вы доставите мне большое удовольствие». Пел я в те времена всегда охотно, и если пел и в наших застольных компаниях, то почему бы не спеть для вельможной восточной красавицы. И на том приеме у меня вышло пения на целое отделение сольного концерта.
   Вот вроде бы и все: прием закончился, шахиня уехала... Но через какое-то время я получаю приглашение принять участие в праздновании годовщины коронации
шаха Ирана. Приглашение было послано лично от их величеств.
   Оформлял наш выезд Госконцерт СССР, и потому подразумевалось, что гонорар за выступления в Тегеране мы должны были, как тогда полагалось, отдать в государственную казну. Посылали нас вроде бы за «длинным рублем», но без копейки в кармане. В аэропорту с носильщиками пришлось расплачиваться нашей «валютой» - бутылками «Столичной». Носильщики не возражали - за чемоданоношение им давали доллар, а бутылка водки стоила тогда долларов пять.
   Получив приглашение из Ирана, я решил взять с собой друга, пианиста Рафика Бабаева. Пианист он был сказочный: яркий солист и чуткий аккомпаниатор, прекрасно игравший и классику, и джаз. Когда Рашид Бейбу-тов организовал свой театр песни, Рафик стал его музыкальным руководителем. Этот великолепный музыкант несколько лет назад погиб трагически. Рафик никогда не ездил на метро - у него была машина. В тот свой последний день он торопился на радио, где была запланирована запись. Сел в машину - она не заводилась, стал ловить такси - никто не останавливался. Он чувствовал, что опаздывает, и решил спуститься в метро - в первый и в последний раз в жизни. И судьбе было угодно, чтобы именно в этот черный день и час, в эти минуты в бакинском метро прозвучал тот страшный взрыв, унесший столько человеческих жизней. Рафик оказался одной из многочисленных жертв террористического акта...
   В Иране живет очень много азербайджанцев. И к шаху они относились вполне лояльно, только иногда устраивали демонстрации, но не протеста, а в поддержку бедных братьев-азербайджанцев, подавляемых советским режимом. И так случилось, что именно после одной из таких демонстраций и было послано приглашение шаха одному из таких замученных советской властью, то есть мне. Было ли это совпадение или какой-то политический ход шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, не берусь судить.
   Поселили нас в роскошном отеле, где к нашим услугам было все, что угодно, - от завтраков до ужинов в любом из ресторанов. Мы могли также покупать себе что душа пожелает. Этот полный коммунизм оплачивался из средств шаха. У себя в стране мы тогда о коммунизме только разговоры разговаривали, но спотыкались в части практического осуществления этой идеи. Но, верный своему независимому характеру, я не хотел выглядеть нахлебником. На завтраки в номер я согласился, но в ресторан мы с Рафиком не стали ходить: изображали, что у нас от денег карманы лопаются, что мы приехали сюда не «объедать» шаха, а что мы сами с усами. Не надо нам никакого коммунизма от шаха.
   Обеды и ужины нам заменяло содержимое холодильника в номере. Но легкие печеньица, хлебцы и кока-кола были слабой поддержкой для молодых здоровых мужиков. До приема по случаю коронации было дня три, и Рафик начинал уже посматривать на меня с голодным блеском в глазах...
   Наконец долгожданный прием во дворце шаха. Этикет на нем соблюдался свободный, беспротокольный: просят - пою, не просят - ем, пью, чувствую себя свободно на этом «фуршете». Между вкушением яств попросили спеть. Пел и неаполитанские песни, и каватину Фигаро, и азербайджанские песни... Шахиня Фаррах была в своем дворце еще более раскованная, чем в Баку: хлопала в ладошки, подпевала. Окружение королевской четы оказалось состоящим вовсе не из согбенно-услужливых, незаметных как тени слуг, а из европейского вида джентльменов, владеющих несколькими языками. Шах был человеком современным, вовсе не консервативным восточным владыкой. Я думал, что в его дворце будет звучать сплошь иранская музыка. Ничего подобного - звучали и твисты, и рок-н-ролл. Шахиня под них выплясывала босиком.
   Там во дворце со мной произошел казус, который мне, впрочем, простили. После исполнения каватины Фигаро по просьбе шаха меня подвели к Его Величеству. Он лестно отозвался и об исполнении каватины, и об исполнении неаполитанских песен (шах был любителем академического пения). Закончив вежливый разговор, я повернулся, чтобы отойти от шаха, и услышал в зале сдержанный гул... Оказалось, что я совершил страшную ошибку. Как мне объяснил секретарь шахини Фаррах, который прекрасно говорил по-русски, по этикету от шаха не уходят, а отходят от него, пятясь. Но меня никто об этом не предупредил, и я не знал, что к шаху нельзя поворачиваться спиной, так что моя оплошность была простительна. И потом, я не был его подданным, чтобы идти несколько метров задом наперед... Тем не менее в истории шахского дворца я, видимо, оказался первым, кто нарушил строгий этикет - показал владыке Ирана спину. До сих пор чувствую неловкость...
   Потом меня подвели к сестре шахини. Оказалось, что родственница шаха была руководителем национального телевидения. Она предложила мне выступить у них. С собой я на всякий случай захватил оркестровые фонограммы, поэтому съемки удалось быстро организовать и получился музыкальный ролик минут на сорок. Мне вручили за выступление увесистый конверт, но я вежливо поблагодарил и отказался от денег: «У нас на Кавказе не принято брать деньги в гостях». Потом в Госконцерте, когда узнали о моем отказе, разозлились. Зато в Азербайджане были удовлетворены. «Киши! Мужчина! - сказали мне по приезде в Баку. - Деньги, особенно большие, это, конечно, хорошо, но наше кавказское достоинство и наши вековые традиции восточного гостеприимства - еще лучше».
   В советском посольстве в Тегеране мне потом вручили от шаха официальный подарок - часы, ковер и шкатулку с именной надписью. Из посольства же и дали знать Госконцерту, что я отказался от денег, на которые так рассчитывали музыкальные чиновники, оформляя мою поездку в Иран. Не мог же я объяснять им, что приехал в гости к шаху, а не зарабатывать. Не брать же мне деньги у хозяина за то, что он меня пригласил, поил, кормил...
   Работники нашего посольства весьма заинтересованно расспрашивали меня о дворце шаха: «Как там у них устроено? Какие апартаменты, ковры, фонтаны? Какие порядки, церемонии?» Оказалось, что в городской шахский дворец мало кого из иностранцев пускали. Не были там ни разу ни наши посольские, ни сам посол. Даже когда в Тегеран приезжал с визитом Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, то его принимали в специальном Дворце приемов под Тегераном.
   Что касается подарков шаха, то у меня с ними на нашей таможне возникли сложности. Когда мы улетали в Тегеран (смешно, но в Иран, до которого от Баку рукой подать, мы летели из Москвы), нас в аэропорту провожал советник иранского посольства. Он же встречал нас, когда мы вернулись, и был свидетелем сцены, разыгравшейся у таможенной стойки. Проверявшая наш багаж плотного телосложения дама, узнав меня, сказала: «А-а-а, Магомаев прилетел. Ну, показывайте, что у вас в чемодане. - А там у меня был сложен ковер, лежала шкатулка. - Ковер не разрешается ввозить. И шкатулка не оформлена декларацией». - «Насколько я понимаю, в декларацию вносят то, что вывозят, чтобы при возвращении было видно, что ты за границей ничего не продал. Я же все это ввожу, а не вывожу, делаю свою страну богаче. Это все - подарки шаха. Вон за вами в зале стоит советник иранского посольства, я сейчас все отдам ему и пусть он отправляет шаху назад все его подарки...»
   Таможенница, озадаченная, пошла за старшим по смене. Он пришел, увидел меня, узнал: «Ладно, проходите...»
   Получил я приглашение от шаха Ирана и на следующий год, но на этот раз меня не пустили: в идеологическом отделе ЦК КП Азербайджана решили: «Не надо ему ездить туда каждый год». Какие этому были тогда причины - политические или еще какие, - не знаю. Как раз в это время у нас намечался очередной правительственный концерт, и я должен был выступать на нем...
   Потом уже приглашений не было... А через какое-то время в Иране не стало и шаха с шахиней...

Муслим Магомаев

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

 «Дыхание планеты. Последняя песня Муслима».

Пользователь:БМ чик

Белорусский канал ОНТ, эфир декабрь 2008 г.
В фильме принимают участие друзья Муслима Магомаева, которые делятся своими воспоминаниями о жизни и творчестве великого Музыканта. Съёмки проходили в Баку, в Москве и в Минске. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Муслим Магомаев. Эпизоды жизни...

Пользователь: Настя Авер

Тамара Синявская. Середина 2014 года.   Источник ВК

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Три новеллы о Муслиме Магомаеве. Новелла первая.  «Любовь моя —мелодия» 30.06.2015

Пользователь: Настя Авер 

«Три новеллы о Магомаеве» Тофика  Исмайлова

Новелла первая — «Ты-моя мелодия»

Новелла вторая — «Верные друзья»

Новелла третья — «Синяя вечность»

Творческое наследие Муслима Магомаева

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Три новеллы о Муслиме Магомаеве. Новелла вторая.  «Верные Друзья» 30.06.2015

Пользователь: Настя Авер 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
reinchil    1 422
reinchil

Три новеллы о Муслиме Магомаеве. Новелла третья.  «Синяя вечность» 30.06.2015

Пользователь: Настя Авер  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 7 гостей (Полный список)

    • Googlebot(3)
    • YandexBot(2)
    • Bingbot(4)
    • Мартик
    • XIII
    • Лёпыч
×